Влияние учителя на молодое поколение нельзя недооценивать. Именно с ним дети подчас общаются больше, чем с родителями, пропадающими на работе, больше, чем с психологом, который один на всю школу, больше, чем с пресловутыми техническими средствами. Какой же он, современный успешный учитель?
Учителя сами очень строго оценивают свои профессиональные качества. Что же они считают главным?
В первую очередь профессиональные качества: умение доходчиво объяснить материал, сочетать требовательность и уважение к учащимся, владение различными педагогическими приемами, способность заинтересовать.
На сегодняшний день учитель в школе — это, в первую очередь, наставник, он направляет деятельность ученика, помогая ему, где это необходимо, и оставляя его действовать там, где он может действовать сам.
Требования к деятельности педагога в последнее годы возросли. Он должен:
чётко управлять учебным процессом и внеурочной деятельностью учеников;
уметь терпеть, сдерживаться, не раздражаться, ждать, когда ученики будут делать так, как он планирует;
учить, предпочитая тёплое, человеческое общение с учениками;
быть всегда организованным, собранным, активным, энергичным, подготовленным к работе;
считать своей главной задачей внимание к личности ученика, обеспечение его индивидуального развития, обучения, воспитания;
владеть образовательными технологиями, уметь объяснять, спрашивать, организовывать работу учеников, применяя разные методы.
Но и личные качества учителя важны. Когда родители выбирают школу для своего ребенка, то, в первую очередь, они расспрашивают о личных качествах учителя. Какие качества педагога отмечают родители:
доброта и внимание к ученикам;
умение общаться, найти правильный подход к ученикам и родителям;
организованность;
инициативность и небезразличие;
моральные и нравственные качества.
Каждый учитель хочет, чтобы у его учеников все было хорошо. Но как помочь ребенку раскрыться, стать многогранной, интересной личностью? Старые методы порой не срабатывают и необходимо что-то сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
Учитель должен видеть те проблемы, которые стоят перед его детьми. Быть строгим и требовательным, иногда «вредным» и «занудным», но обязательно любить и быть готовым в любой момент прийти на помощь. Только тогда он увидит в глазах детей истинное уважение.
У каждого учителя свой почерк и стиль работы, дающий максимальный результат. Нельзя брать под копирку чужой успех. То, что «на ура» прошло у одного учителя, у другого может дать сбой. Кто-то уже нашел свою нишу, кто-то постоянно пробует новое и вносит изменения в свои уроки, кто-то вообще отказывается от стандартов и упивается творчеством. И, тем не менее, учитель работает, чтобы ребенок был адаптированным, здоровым, ориентировался в окружающем мире, т.е. успешным.
Можно быть троечником и прекрасным человеком. Главное в работе учителя – помочь ребенку научиться общаться, жить, строить отношения, интересоваться миром и окружающими людьми. А если в будущем кто-то из учеников выберет профессию, связанную с твоим предметом, это будет еще один повод для радости.
Каждый из нас знает, насколько сложна профессия учителя. Каждый класс сложный, каждый урок сложный. Нужно уметь вовремя почувствовать изменение эмоциональной атмосферы в классе, адекватно реагировать, грамотно выстраивать свою «политику», быть последовательным в решениях, оценках, замечаниях. Общению с детьми, к сожалению, нельзя научить. И редко кому удается перенять чужой опыт. Нужно искать свои пути. Успешному творческому учителю необходимо обладать умениями:
проектировочные умения (учитель-сценарист);
адаптационные умения (учитель — режиссер);
коммуникативные умения (учитель — речевой партнер);
организационные умения (учитель-политический деятель);
умения контроля и самоконтроля (учитель — аналитик);
исследовательские умения (учитель — исследователь).
Вот так много профессий должен освоить учитель. Простому обывателю бывает сложно понять, насколько сложен учительский труд. Еще Дональд Куинн сказал: «Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя».
И всё же, чтобы быть хорошим учителем, нужны не только знания, но опыт, талант, задор и искра Божья!
Источник >>>...