Итоговое сочинение является обязательным для выпускника текущего учебного года и служит первым допуском до итоговой аттестации.
Повторим основные положения данного мероприятия.
К итоговому сочинению допускаются ученики 11, 12-х классов. Выпускники должны получить «зачет» за итоговое сочинение, чтобы сдавать ЕГЭ по русскому языку. Обучающиеся с ОВЗ могут выбрать вместо сочинения итоговое изложение.
Ученики пишут сочинение в первую среду декабря последнего года обучения, а повторно – в первую среду февраля и первую рабочую среду мая (п. 9.1 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 26.12.2013 № 1400).
Требования к сочинению
За итоговое сочинение школьникам ставят «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за сочинение «незачет», то он может его пересдать в дополнительные сроки в феврале и мае. Выпускники должны написать итоговое сочинение за 3 часа 55 минут. Если ученик с ОВЗ выбирает сочинение, то к общему времени экзамена ему добавят еще 1,5 часа (п. 1.6 приложения № 6 к письму Рособрнадзора от 23.10.2018 № 10-875).
Проверяют сочинение эксперты комиссий по двум основным требованиям: объем и самостоятельность написания. Объясните ученикам, что будет, если работа не отвечает этим требованиям.
Требование № 1. Объем итогового сочинения
Что и как оценят |
Какие последствия |
Рекомендации ученику |
В сочинении должно быть не менее 250 слов. Рекомендуемый объем – от 350 слов. Максимального количества нет. Эксперты посчитают все слова, в том числе служебные |
Если в сочинении меньше 250 слов – работу не проверяют, ученик получит «незачет» по требованию № 1 и за работу в целом. Если в сочинении больше 250 слов, но меньше 350 слов, по требованию № 1 поставят «зачет» |
Считайте количество слов в сочинении. 350–400 слов – оптимальный объем сочинения, за который экзаменационная комиссия ставит «зачет» |
Требование № 2. Самостоятельность написания итогового сочинения
Что и как оценят |
Какие последствия |
Рекомендации ученику |
Нельзя списывать: – с работы другого участника; – чужого текста, который опубликован в бумажном или электронном виде; – литературной критики и т. п. Объем цитирования – не больше собственного текста |
Если эксперт признает сочинение несамостоятельным, то ученик получит «незачет» за требование № 2 и за работу в целом |
Используйте прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник. Требований к оформлению ссылки нет |
Критерии оценки сочинения
Если сочинение соответствует двум основным требованиям, эксперты оценят его по пяти критериям:
Соответствие теме.
Аргументация. Привлечение литературного материала.
Композиция и логика рассуждения.
Качество письменной речи.
Грамотность.
Какой критерий |
Что оценят |
Как оценят |
Соответствие теме |
Как участник рассуждает на предложенную тему и раскрывает ее. Например, отвечает на вопрос, который поставлен в теме, или размышляет над предложенной проблемой |
«Незачет» – только если сочинение не по теме или в нем нет конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях – «зачет» |
Аргументация. Привлечение литературного материала |
Умеет ли участник использовать примеры из литературы, чтобы аргументировать свою позицию. В сочинении ученик должен использовать не менее одного произведения отечественной или мировой литературы. Уровень осмысления художественного текста: – смысловой анализ произведения (его сюжета и характеров); – комплексный анализ произведения и его интерпретация в аспекте выбранной темы |
«Незачет» – если участник в сочинении допустил одну из ошибок: – не использовал литературный материал; – существенно исказил содержание произведения; – лишь упомянул в работе литературные произведения без аргументации. Во всех остальных случаях – «зачет» |
Композиция и логика рассуждения |
Как участник умеет логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами |
«Незачет» – если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях – «зачет» |
Качество письменной речи |
Как участник выражает мысли, использует разнообразные лексику и грамматические конструкции, уместно употребляет термины |
«Незачет» – если низкое качество речи, речевые ошибки существенно затрудняют понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях – «зачет» |
Грамотность |
Грамматику, орфографию, пунктуацию |
«Незачет» – если на 100 слов больше пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных |
Критерии № 1 и № 2 – основные. Чтобы получить «зачет» за итоговое сочинение, выпускнику нужно получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 и по одному из оставшихся критериев. «Незачет» по первому или второму критерию – это автоматический «незачет» за работу в целом.
Выбор темы
Темы итогового сочинения определяет Рособрнадзор (п. 9.1 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 26.12.2013 № 1400). В начале учебного года объявляют направления тем, по которым выпускники будут писать сочинения.
В 2018/19 учебном году будет пять открытых направлений тем итогового сочинения:
Отцы и дети
Мечта и реальность
Месть и великодушие
Искусство и ремесло
Доброта и жестокость
Ко дню сочинения Рособрнадзор разработает закрытый перечень тем и подготовит комплекты по часовым поясам. В комплект войдут пять тем сочинений – по одной к каждому тематическому направлению. Темы сочинений Рособрнадзор формулирует так, чтобы их можно было раскрыть на литературном материале.
Внимание: в сочинении можно использовать литературные произведения не из школьной программы.
Темы сочинения объявит местный телеканал в прямом эфире в день сочинения за 15 минут до начала. Ученик может выбрать любую тему.
Правила заполнения бланков
Правила заполнения бланков итогового сочинения указано в приложении № 5 к письму Рособрнадзора от 23.10.2018 № 10-875.
Бланки заполняют гелевой или капиллярной ручкой черного цвета. Нельзя заполнять бланк ручкой другого цвета или карандашом, даже для черновых записей. Цифры и буквы надо писать по образцу, который дан в верхней части бланка. Объясните, что небрежное заполнение бланка может привести к неправильному распознаванию символа при автоматической обработке. Обратите внимание учеников, что на бланках нельзя делать записи или пометки. Если у ученика нет информации для заполнения какого-то конкретного поля, нужно оставить это поле пустым. Прочерки ставить не нужно.
Внимание: нельзя исправлять ошибки корректором, ластиком и другими средствами. Нужно зачеркнуть и написать правильный вариант.
Тренировочные работы
Оптимально провести две тренировочные работы, которые имитируют условия экзамена. Первая покажет, на что нужно обратить особое внимание при подготовке. Вторая – поможет понять, удалось ли устранить пробелы. При подготовке воспользуйтесь методическими рекомендациями ФИПИ и опытом коллег, которым они поделились на сайте sochinenie11.ru.
Примеры тем для подготовки по направлениям
Пример: Отцы и дети
В ответе ли дети за поступки родителей?
Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
Вечен ли конфликт поколений?
Когда родителям стоит поучиться у своих детей?
Должно ли старшее поколение формировать мировоззрение младшего?
Как вы понимаете слова О. Уайльда: «Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми»?
Как обратить конфликт поколений во благо?
Пример: Мечта и реальность
Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»?
Все ли мечты должны сбываться?
Когда возникает конфликт между мечтой и реальностью?
Может ли мечта быть губительна?
Что говорят о человеке его мечты?
Как вы понимаете высказывание А.Н. Крылова: «Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет бог весть куда»?
Может ли мечта одного человека изменить реальность многих?
Пример: Месть и великодушие
Почему месть разрушает душу?
Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»?
Какого человека можно назвать великодушным?
Как вы понимаете выражение «сладкая месть»?
Великодушие – это сила или слабость?
Как вы понимаете высказывание Ж. Вольфрома: «Справедливость всегда приправлена щепоткой мести»?
Что общего между великодушием и состраданием?
Месть во благо – реальность или миф?
Месть – это проявление трусости или мужества?
Когда нужно отказаться от мести?
Пример: Искусство и ремесло
Что можно считать подлинным искусством?
В чем состоит конечная цель искусства?
В чем разница между ремеслом и искусством?
Может ли ремесленник стать художником?
Как вы понимаете высказывание Г. Гебелля: «Искусство – это совесть человечества»?
Могут ли способности превратиться в талант?
Кто такой талантливый человек?
Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»?
Какова роль искусства в развитии человечества?
Чем настоящее искусство привлекает человека?
Пример: Доброта и жестокость
Какими качествами обладает добрый человек?
Можно ли оправдать жестокость?
Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «доброта лучше красоты»?
Доброта – это проявление силы или слабости?
Как вы понимаете высказывание М. Монтеня: «Трусость – мать жестокости»?
Может ли доброта причинить вред человеку?
Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
В чем причины проявления жестокости?
Нужно ли бороться с жестокостью?
Что может сделать человека добрее?
«Как подготовить учащихся к итоговому сочинению». О.Н. Зайцева
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: https://vip.1obraz.ru/#/document/16/3273/dfas83gh5a/?of=copy-376e335590