Итоговое сочинение 2019

МКОУ "СОШ с. Сасыколи им. Г.Г. Коноплёва"

Харабалинского района Астраханской области

(официальный сайт)

Итоговое сочинение 2019

 

Итоговое сочинение является обязательным для выпускника текущего учебного года и служит первым допуском до итоговой аттестации. 

Повторим основные положения данного мероприятия.

К итоговому сочинению допускаются ученики 11, 12-х классов. Выпускники должны получить «зачет» за итоговое сочинение, чтобы сдавать ЕГЭ по русскому языку. Обучающиеся с ОВЗ могут выбрать вместо сочинения итоговое изложение.

Ученики пишут сочинение в первую среду декабря последнего года обучения, а повторно – в первую среду февраля и первую рабочую среду мая (п. 9.1 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 26.12.2013 № 1400).


Требования к сочинению

За итоговое сочинение школьникам ставят «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за сочинение «незачет», то он может его пересдать в дополнительные сроки в феврале и мае. Выпускники должны написать итоговое сочинение за 3 часа 55 минут. Если ученик с ОВЗ выбирает сочинение, то к общему времени экзамена ему добавят еще 1,5 часа (п. 1.6 приложения № 6 к письму Рособрнадзора от 23.10.2018 № 10-875).

Проверяют сочинение эксперты комиссий по двум основным требованиям: объем и самостоятельность написания. Объясните ученикам, что будет, если работа не отвечает этим требованиям.

 

Требование № 1. Объем итогового сочинения

 

Что и как оценят

Какие последствия

Рекомендации ученику

В сочинении должно быть не менее 250 слов. Рекомендуемый объем – от 350 слов. Максимального количества нет.

Эксперты посчитают все слова, в том числе служебные

Если в сочинении меньше 250 слов – работу не проверяют, ученик получит «незачет» по требованию № 1 и за работу в целом.

Если в сочинении больше 250 слов, но меньше 350 слов, по требованию № 1 поставят «зачет»

Считайте количество слов в сочинении. 350–400 слов – оптимальный объем сочинения, за который экзаменационная комиссия ставит «зачет» 

 

Требование № 2. Самостоятельность написания итогового сочинения

Что и как оценят

Какие последствия

Рекомендации ученику

Нельзя списывать:

– с работы другого участника;

– чужого текста, который опубликован в бумажном или электронном виде;

– литературной критики и т. п.

Объем цитирования – не больше собственного текста

Если эксперт признает сочинение несамостоятельным, то ученик получит «незачет» за требование № 2 и за работу в целом

Используйте прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник. Требований к оформлению ссылки нет

 

Критерии оценки сочинения

Если сочинение соответствует двум основным требованиям, эксперты оценят его по пяти критериям:

  1. Соответствие теме.

  2. Аргументация. Привлечение литературного материала.

  3. Композиция и логика рассуждения.

  4. Качество письменной речи.

  5. Грамотность.

 

Какой критерий

Что оценят

Как оценят

Соответствие теме

Как участник рассуждает на предложенную тему и раскрывает ее. Например, отвечает на вопрос, который поставлен в теме, или размышляет над предложенной проблемой

«Незачет» – только если сочинение не по теме или в нем нет конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях – «зачет»

Аргументация. Привлечение литературного материала

Умеет ли участник использовать примеры из литературы, чтобы аргументировать свою позицию. В сочинении ученик должен использовать не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.

Уровень осмысления художественного текста:

– смысловой анализ произведения (его сюжета и характеров);

– комплексный анализ произведения и его интерпретация в аспекте выбранной темы

«Незачет» – если участник в сочинении допустил одну из ошибок:

– не использовал литературный материал;

– существенно исказил содержание произведения;

– лишь упомянул в работе литературные произведения без аргументации.

Во всех остальных случаях – «зачет»

Композиция и логика рассуждения

Как участник умеет логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами

«Незачет» – если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

Во всех остальных случаях – «зачет»

Качество письменной речи

Как участник выражает мысли, использует разнообразные лексику и грамматические конструкции, уместно употребляет термины

«Незачет» – если низкое качество речи, речевые ошибки существенно затрудняют понимание смысла сочинения.

Во всех остальных случаях – «зачет»

Грамотность

Грамматику, орфографию, пунктуацию

«Незачет» – если на 100 слов больше пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных

 

Критерии № 1 и № 2 – основные. Чтобы получить «зачет» за итоговое сочинение, выпускнику нужно получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 и по одному из оставшихся критериев. «Незачет» по первому или второму критерию – это автоматический «незачет» за работу в целом.

 

Выбор темы

Темы итогового сочинения определяет Рособрнадзор (п. 9.1 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 26.12.2013 № 1400). В начале учебного года объявляют направления тем, по которым выпускники будут писать сочинения.

В 2018/19 учебном году будет пять открытых направлений тем итогового сочинения:

  1. Отцы и дети

  2. Мечта и реальность

  3. Месть и великодушие

  4. Искусство и ремесло

  5. Доброта и жестокость


Ко дню сочинения Рособрнадзор разработает закрытый перечень тем и подготовит комплекты по часовым поясам. В комплект войдут пять тем сочинений – по одной к каждому тематическому направлению. Темы сочинений Рособрнадзор формулирует так, чтобы их можно было раскрыть на литературном материале.

Внимание: в сочинении можно использовать литературные произведения не из школьной программы.

Темы сочинения объявит местный телеканал в прямом эфире в день сочинения за 15 минут до начала. Ученик может выбрать любую тему.

 

Правила заполнения бланков

Правила заполнения бланков итогового сочинения указано в приложении № 5 к письму Рособрнадзора от 23.10.2018 № 10-875.

Бланки заполняют гелевой или капиллярной ручкой черного цвета. Нельзя заполнять бланк ручкой другого цвета или карандашом, даже для черновых записей. Цифры и буквы надо писать по образцу, который дан в верхней части бланка. Объясните, что небрежное заполнение бланка может привести к неправильному распознаванию символа при автоматической обработке. Обратите внимание учеников, что на бланках нельзя делать записи или пометки. Если у ученика нет информации для заполнения какого-то конкретного поля, нужно оставить это поле пустым. Прочерки ставить не нужно.



Внимание: нельзя исправлять ошибки корректором, ластиком и другими средствами. Нужно зачеркнуть и написать правильный вариант.

 

Тренировочные работы

Оптимально провести две тренировочные работы, которые имитируют условия экзамена. Первая покажет, на что нужно обратить особое внимание при подготовке. Вторая – поможет понять, удалось ли устранить пробелы. При подготовке воспользуйтесь методическими рекомендациями ФИПИ и опытом коллег, которым они поделились на сайте sochinenie11.ru.

 

Примеры тем для подготовки по направлениям

Пример: Отцы и дети

  • В ответе ли дети за поступки родителей?

  • Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?

  • Вечен ли конфликт поколений?

  • Когда родителям стоит поучиться у своих детей?

  • Должно ли старшее поколение формировать мировоззрение младшего?

  • Как вы понимаете слова О. Уайльда: «Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми»?

  • Как обратить конфликт поколений во благо?

 

Пример: Мечта и реальность

  • Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»?

  • Все ли мечты должны сбываться?

  • Когда возникает конфликт между мечтой и реальностью?

  • Может ли мечта быть губительна?

  • Что говорят о человеке его мечты?

  • Как вы понимаете высказывание А.Н. Крылова: «Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет бог весть куда»?

  • Может ли мечта одного человека изменить реальность многих?

 

Пример: Месть и великодушие

  • Почему месть разрушает душу?

  • Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»?

  • Какого человека можно назвать великодушным?

  • Как вы понимаете выражение «сладкая месть»?

  • Великодушие – это сила или слабость?

  • Как вы понимаете высказывание Ж. Вольфрома: «Справедливость всегда приправлена щепоткой мести»?

  • Что общего между великодушием и состраданием?

  • Месть во благо – реальность или миф?

  • Месть – это проявление трусости или мужества?

  • Когда нужно отказаться от мести?

 

Пример: Искусство и ремесло

  • Что можно считать подлинным искусством?

  • В чем состоит конечная цель искусства?

  • В чем разница между ремеслом и искусством?

  • Может ли ремесленник стать художником?

  • Как вы понимаете высказывание Г. Гебелля: «Искусство – это совесть человечества»?

  • Могут ли способности превратиться в талант?

  • Кто такой талантливый человек?

  • Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»?

  • Какова роль искусства в развитии человечества?

  • Чем настоящее искусство привлекает человека?

 

Пример: Доброта и жестокость

  • Какими качествами обладает добрый человек?

  • Можно ли оправдать жестокость?

  • Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «доброта лучше красоты»?

  • Доброта – это проявление силы или слабости?

  • Как вы понимаете высказывание М. Монтеня: «Трусость – мать жестокости»?

  • Может ли доброта причинить вред человеку?

  • Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?

  • В чем причины проявления жестокости?

  • Нужно ли бороться с жестокостью?

  • Что может сделать человека добрее?


«Как подготовить учащихся к итоговому сочинению». О.Н. Зайцева
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: https://vip.1obraz.ru/#/document/16/3273/dfas83gh5a/?of=copy-376e335590




Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Дата последнего обновления страницы 27.12.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения